[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: msJann  
Форум » ВОДНЫЕ ПОХОДЫ (сплавы) » Отчеты о походах. » Сплав по реке Уймень на ЛАС-5 в августе 2001
Сплав по реке Уймень на ЛАС-5 в августе 2001
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:05 | Сообщение # 1
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
Предыстория.

Заброске на Уймень предшествовал обычный 10-ти дневный отдых на острове на Катуни (с 20 по 31 июля). И хотя погода не баловала - было мало солнечных дней - отдохнуть удалось неплохо.

За это время мы в Майме договорились с водителем микроавтобуса о доставке за 700 рублей нашей группы до деревни Каракокша и звонили в Каракокшинский леспромхоз с просьбой помочь с машиной УРАЛ до устья реки Ложа на Уймене. После ряда звонков была достигнута договоренность, что нас будут ждать 31 июля в Каракокше.

На Алтае десятки и десятки удобных для сплава речек. Почему в этом году была выбрана именно река Уймень? Трудно ответить определенно. Просто, видимо, пришла ее очередь. Традиционно для сплава мною каждый год выбирается не слишком сложная, но обязательно неизвестная для нас река. Мы должны проходить ее сходу впервые и это придает остроту ощущениям. Кроме того, при выборе немаловажную роль играет малоизвестность и малопосещаемость реки туристами. Там где плавают все нам неинтересно.

Сплавляемся мы уже лет 12 на надувных лодках ЛАС-5 (Лодка авиационная спасательная). Экипаж до 3 человек в лодке + багаж. Лучшего плавсредства для тех задач, которые мы ставим перед собой, мы не видели. Лодка в сложенном состоянии весит 24 кг, имеет вид рюкзака и легко переносится одним человеком. На воде легко управляется одним гребцом (капитаном), который принимает все решения во время сплава. Двое других членов экипажа обычно подсказывают ему препятствия и помогают в трудных случаях остановок или причаливаний к берегу, а также отталкиваются от скал, камней, берегов и деревьев при столкновении судна с ними во время сплава.

И на этот раз команда из 5 человек, отправляющаяся на Уймень, имела в своем распоряжении две лодки ЛАС-5.


не все то золото - что блестит
 
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:06 | Сообщение # 2
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
Дневник.

31 июля 2001 года

Встаем на острове рано, собираемся без завтрака. Затем переплываем со всем багажом на правый берег Катуни, куда по договоренности после 10 часов должен подъехать микроавтобус. Сушим лодки, ждем. Микроавтобус появляется в 10 часов 40 минут. Грузим вещи и едем в Горно-Алтайск, где плотно завтракаем в пельменной и на рынке закупаем недостающие продукты для предстоящего путешествия. Далее прямиком, без остановок, направляемся в Каракокшу и довольно быстро приезжаем в нее.

Механика леспромхоза, уже изрядно принявшего с утра, находим около его дома с тремя мужиками в камуфляжной одежде. Нас ждут, и каждый здесь имеет свои планы относительно того как нас использовать. Начинается спектакль по вымоганию денег из туристов. Едем в какой-то большой гараж или мастерскую, где нам заявляют, что прямо здесь и сейчас надо купить дизельного топлива для машины УРАЛ, которая находится в 23 км отсюда в поселке Уймень. За 100 литров просят 750 рублей. У нас нет вариантов, и мы соглашаемся, а также договариваемся с водителем нашего микроавтобуса за дополнительную плату добросить нас до поселка Уймень.

Сопровождаемые эскортом из жигулей и УАЗа, в которых везут купленное нами топливо и едут 3 рыбака, намеревающиеся за счет нас также заброситься до левого притока Уйменя Ложи, следуем в Уймень. Механик - водитель УАЗа тоже хочет денег и просит заплатить за бензин до Уйменя, но этот вопрос удается замять. Приехали, водитель УРАЛа на вопрос сколько будет стоить машина до Ложи мнется, мол я не знаю. Мы понимаем, что 100 литров топлива на 25 км УРАЛу многовато и выторговываем назад 300 рублей из оплаченных 750.

Перегружаем вещи в УРАЛ. Местный народ, не увидев среди нашего груза значительных объемов водки, выглядит сильно удивленным. Поехали. Водитель по дороге дополнительно к трем рыбакам насаживает в машину еще много разных людей из деревни, и все они тоже заезжают до Ложи, а некоторые и дальше вверх по Ложе. Игорь, как это ему обычно свойственно, задает много лишних и наивных вопросов. Например, при переезде вброд через реку, увидев протоки с камнями и деревьями, он спрашивает людей, которые никогда ни на чем не плавали и даже не видели наших лодок: "А как здесь плыть?". Если до этих вопросов мы выглядели в глазах деревенских в лучшем случае как "странные бездельники и чудаки", то после них они понимают, что перед ними полные идиоты.

Начинается стандартная психологическая атака деревенских на нас, запугивание рекой, завалами, зверьем, мимоходом демонстрируется памятник у дороги. Якобы в этом месте неизвестно кто застрелил из леса егеря и милиционера и так далее. Рассказываются разные соответствующие "правдивые" истории. По дороге некоторые из наших спутников постоянно употребляют водку и к концу пути выглядят весьма раскрепощенными. Рассказывают о найденных рюкзаках, упущенных при перевороте какими-то сплавщиками, плывшими до нас, и обещают найти наши рюкзаки тоже. Все это глупости, конечно. Впрочем, на моей старой карте-двухкилометровке нет никакого поселка Уймень, а на его месте написано: "Бараки: нижний этап", а в 15 километрах выше по реке стоит надпись "Бараки: верхний этап" и вообще надпись "бараки" встречается на карте достаточно часто. Так что лагерно-ссыльное прошлое этого участка алтайской тайги не вызывает никаких сомнений.

Среди всей этой глупой болтовни мне удается выяснить и некоторую полезную информацию: у деревни большой завал (как говорят местные "залом"), который нужно обходить левой мелкой протокой, ниже деревни есть старый низкий мост, который, видимо, нужно будет обнести. Дорога до Ложи вопреки запугиваниям оказалась не очень сложной, по крайней мере для УРАЛа. Трудность представляли только два брода через реку Уймень. Приехали и выгрузились рядом с четырьмя домиками для охотников и рыбаков.

Водитель "скромно" запросил 600 рублей, но нам такая сумма не понравилась и после небольших дебатов мы заплатили только 250 рублей. В итоге вся заброска от острова обошлась нам по 313 рублей на 1 человека, что в принципе не очень сильно разошлось с нашими предварительными прогнозами на этот счет.

Исследовав домики, мы увидели грязные полы, стены и разрушенные потолки. Поэтому, несмотря на усталость и призывы рыбаков остаться ночевать в домиках, решаем чуть - чуть проплыть вниз и ночевать в более комфортных условиях: наши палатки не промокают под дождем, а спим мы в спальниках, на специальных надувных матрасах. Да и хочется, наконец, начать путешествие и освободиться от общения с посторонними людьми, а иначе зачем мы сюда ехали.

Времени до темноты остается не очень много и мы в спешном порядке переносим вещи к реке и надуваем лодки. Наскоро уложив все в лодки, отплываем. Проплыли совсем немного (не более километра) и встали на правом берегу на ночевку. Пока плыли, намочились сами и подмочили сверху рюкзаки, река очень сильная и шустрая с захлестывающим валом и уже здесь имеет много воды.

Похоже, что сплав по этой реке будет нелегким.


не все то золото - что блестит
 
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:07 | Сообщение # 3
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
1 августа 2001 года

Почти непрерывно всю ночь и утром шел дождь. Поэтому поднялись поздно, после того как он прекратился. Приготовили еду на костре и поели. По противоположной стороне реки вчера и сегодня ходят рыбаки. Видимо из тех, что заехали вчера сюда с нами.

Погода стоит пасмурная, но дождя нет. Мы решили проплыть немного вниз сегодня, если погода позволит. Медленно собрались, упаковали рюкзаки и другие вещи в целлофан и выплыли полтретьего. Я, как это обычно бывает, иду вперед, вторая лодка держит дистанцию 50-100 метров. При прохождении порога, если мне удается "прочитать" препятствие сходу без просмотра, я иду его, и вторая лодка повторяет мой маршрут, лишь исправляя, по возможности, мои ошибки, если таковые были. Если же препятствие непонятно для меня, я останавливаю лодку на мели или у берега, вторая лодка повторяет мой маневр, и мы идем просматривать порог.

Река позволяет нам плыть некоторое время без просмотра, однако представляет собой непрерывный каскад постоянно чередующихся перекатов и порогов. Скорость очень хорошая, в местах ускорений на струе лодку остановить практически невозможно и вероятность куда-нибудь "влететь" из-за ошибки при оценке ситуации очень велика. Все это придает сильную остроту ощущениям в процессе сплава.

При объезде препятствия у двух наклоненных берез я задеваю веслом за камни на мели, и лопасть мгновенно изгибается в противоположную сторону. Распрямив ее ногой на камнях, использую весло далее, не доставая запасное. Залетев в каскад порогов после верхнего брода, где дорога, по которой мы ехали, пересекает реку, решаем, что на сегодня этого достаточно. На мой взгляд, нужно тщательно просмотреть порог, видневшийся далеко ниже по течению, перед тем как его идти и лучше это сделать завтра на свежую голову.

Устанавливаем палатки в ельничке на высоком берегу острова, предварительно расчистив полянку для них. Хотя это и остров, но правая протока мелкая и вечером один из вездесущих рыбаков проходит вверх по реке мимо нашего лагеря. Только разложили костер, как начался дождь. Тем не менее, приготовили пищу и поели кто как смог: одни под целлофаном у костра, другие в палатке. Спать вынуждены были лечь рано из-за непрекращающегося дождя.


не все то золото - что блестит
 
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:08 | Сообщение # 4
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
2 августа 2001 года

Ночью я проснулся и часа 2-3 не мог заснуть. Хотелось походить вертикально или посидеть. Из-за дождей спим неоправданно много, и позвоночник устал постоянно находиться в горизонтальном положении. Однако утром дождь прекратился и, пока мы завтракали и собирались, даже появилось солнце и кусок синего неба. Какое редкое явление для этого лета!

Обрадованные таким событием мы отплываем с острова и намечаем план доплыть сегодня до левого притока Уйменя, берущего свое начало на горе "Плешивая" и следующий день посвятить походу на эту гору. Но река Уймень не позволяет нам выполнить намеченное и, забегая вперед, можно сказать, что она постоянно срывала наши планы. Пороги, постоянные пороги. Один сильнее другого.

Уже были и опасные ситуации и выпавшие из лодки люди (Слава с фотоаппаратом), но самого худшего пока удается избежать. Плывем по реке не так быстро, как нам бы этого хотелось, поскольку часто приходится останавливаться и проводить разведку. Кроме того, в одном месте пришлось обнести завал после безуспешных попыток разобрать его.
Напряжение достигло пиковой отметки, когда мы без разведки прошли каскад из трех порогов, каждый из которых представлял собой сужение реки и невидимый сверху обливной или полуобливной камень на главной струе.

Первый очень большой и плоский камень находился у левого берега на повороте, на него стягивалась почти вся вода, образуя мощный слив. Он был совершенно невидим сверху, и только по пене можно было догадаться, что здесь что-то не так. Тем не менее, нам, идущими первыми, удалось более менее своевременно понять, что происходит. Мне удалось сманеврировать и лодка, в основном, прошла по струе огибающей его и только задняя ее часть задела за камень и упала в слив. Вторая лодка, идущая следом за нами, несмотря на наши отчаянные жестикуляции взять вправо, налетает на него боком и эффектно падает в слив. Как выяснится позже лодка в этот момент была неуправляема, так как на перекате перед этим порогом одно из весел было затянуто под днище и высвободить его не удавалось. Нам было видно, как один край лодки в сливе поднимается, и уже казалось, что она перевернется, но экипажу чудом удалось восстановить равновесие, и переворот не состоялся.

Остановившись в небольшом затишье после порога, вычерпываем воду. Воспользовавшись паузой, я наскоро издали просматриваю следующий порог. Он показался мне стандартным сужением с большим валом. Однако, подплывая к нему, мы обнаруживаем торчащий из воды острый камень прямо по центру струи.

Маневрируя, огибаем его и пытаемся что-то крикнуть экипажу лодки, следующей за нами, и предупредить их об опасности. При этом упускаем на мгновение перспективу реки, а зря. Перед нами еще одно сужение с камнем в русле. Справа был проход по струе между камнем и торчащими деревьями у берега, но время потеряно, мы не успеваем перестроиться.

Лодка наезжает боком на камень, задевает его дном, и сразу же сваливается с него. Самое интересное, что вторая лодка в точности повторяет нашу ошибку и проходит порог так же как и мы. Общий результат положительный: много эмоций и пока все удачно завершилось, все люди и лодки целы. Останавливаемся на ночлег на правом берегу около нижнего брода в районе впадения притока "Ербута". На цветущей поляне в траве устанавливаем палатки.

Дождя нет, хотя небо затянуто черными тучами. Мы спокойно готовим ужин и исследуем окрестности. Находим кедры и набираем с них шишек. Они еще зеленоватые и твердые, приходится "размягчать" их в золе костра или кипящей воде. Спать ложимся в одиннадцатом часу после наступления полной темноты.


не все то золото - что блестит

Сообщение отредактировал Лошадка - Понедельник, 10-Октября-2011, 13:08
 
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:09 | Сообщение # 5
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
3 августа 2001 года

Ночь была довольно холодная. Утром чистое синее небо и солнце. Встаем поздно, неторопливо готовим пищу. После завтрака я отправляюсь вверх по реке снять на фото и видео пороги с камнями, которые мы прошли вчера. Побродив примерно час по берегу, я возвращаюсь обратно. Утром обсуждался вариант остаться здесь еще на одну ночевку, а сегодня сходить на какую-нибудь близлежащую гору, но наши молодые ребята Слава и Андрей хотят плыть. Что-то им здесь не нравится. Поэтому собираемся и отплываем поздно, около трех часов дня.

В момент отплытия произошло событие, которое напугало всех нас. На камне у реки, где мы с Людой стояли по очереди и держали лодку, укладывая в нее рюкзаки и сумки, в какой-то момент неожиданно оказалась змея. Вела она себя странно, не пытаясь уползать от людей. Возможно, она выплыла из реки и очень устала или это был еще глупый детеныш гадюки, но факт остается фактом: с таким странным поведением животного мира мы столкнулись впервые. Люда сильно испугалась и вспомнила, что что-то ее укололо, когда она стояла на этом камне и держала лодку. Тем не менее, мы отплываем, оставив змею там, где она была, и сразу же попадаем в пороги. Опять идут постоянные сужения и перекаты. Высадились на галечной отмели, чтобы дождаться вторую лодку, идущую с некоторым опозданием.

Люда показала мне 3 ранки в нижней части голени ноги. И хотя, на мой взгляд, это были уже затянувшиеся укусы насекомых, я пытаюсь на всякий случай отсосать из ранок кровь. Затем нога перетягивается веревкой выше ранок, и мы очень встревоженные плывем дальше, все гадая, был укус или нет.

Большую часть порогов идем сходу, не останавливаясь, но некоторые все же приходится просматривать с берега. Начиная с какого-то момента, мы как бы периодически проходим один и тот же порог - настолько они похожи друг на друга: резкий поворот реки направо к скале или правому высокому берегу, перекат, сильное падение воды, сужение русла около берега и поворот налево, обязательно большой камень у берега или по центру и сильный навал воды на берег в повороте.

Проходим стандартно: занимаем самую левую возможную позицию в струе, в самом конце разворачиваем лодку задом и резкими гребками уходим в утишение от столкновения с берегом или камнем. В 17 часов начинаем поиск подходящего места для ночевки. Находим его перед очередным порогом описанного выше типа, выгружаемся, расчищаем место под палатки. Однако поставить палатку мне не удается, колья совсем не входят в песок из-за крупных камней под ним. Приходится собираться и плыть дальше. Проходим еще ряд порогов, останавливаемся, но места нет. Плывем далее, все время глазея по сторонам. Эта невнимательность даром не проходит, влетаем в большой слив прямо по центру. Только прошли удачно, как наезжаем на еще один торчащий камень и сваливаемся с него.

Все происходит очень быстро. Иногда хочется остановиться и посмотреть берег, вроде бы место хорошее, но река не дает такой возможности. Пока борешься с препятствиями, смотришь, а твое место уже далеко позади. Наконец, с трудом останавливаемся у небольшого островка и, срубив мешающие деревья, ставим палатки в ивняке.

Находимся мы, судя по всему, немного выше деревни, поскольку выше на противоположном берегу у дороги расположен лагерь автотуристов, его мы отметили еще тогда, когда ехали на УРАЛе вверх по этой дороге. У Люды состояние нормальное, скорее всего никакого змеинного укуса не было.


не все то золото - что блестит
 
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:10 | Сообщение # 6
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
4 августа 2001 года

Ночью ярко светила луна, легкий ветерок вдоль реки раскачивал тонкие ивовые деревья, создавая на палатке "театр теней". Утром мы с Игорем идем в поселок Уймень. Ему нужен хлеб, а я скорее за кампанию. На всякий случай беру батареи с собой, может быть удастся подзарядить их немного, если в деревне есть электричество. На противоположный берег нас на лодке перевозит Андрей. По труднопроходимой лесной чаще от реки продираемся на дорогу и идем по ней. Идем долго. Дорога петляет, поворот за поворотом, а деревни все нет и нет. Наконец, затратив более часа, мы добираемся до нее.

В начале похода в деревню я оптимистично полагал, что до нее идти около 3 км по дороге. В реальности оказалось не менее 8 км. Находим магазин. Игорь покупает последние 4 булки хлеба. Кроме этого покупаем колбасу, рыбу, сок и другие продукты. Электричество в поселке днем отключают, поэтому зарядить батареи не удалось. Возвращаемся назад. Обратный путь показался еще труднее и занял больше времени. В лагерь вернулись около 14 часов, затратив порядка 4 часов на все путешествие. Я довольно сильно устал с непривычки. Тем не менее, решение плыть сегодня дальше, принятое еще утром, не отменяется. Мы пообедали и медленно собираемся.

Забегая вперед, и оценивая причины того, что произошло далее в этот день и собственные ошибки, назову решение плыть в этот день своей первой ошибкой.

Безопасность нашего сплава основана на моем интуитивном умении "читать" реку, предугадывать ее поведение, предчувствовать потенциальную опасность и вовремя остановиться. Не следовало в состоянии усталости выплывать в этот день, лучше это было сделать завтра утром. Тогда я смог бы восстановить силы для борьбы с рекой.

Только мы выплыли, как характер реки начал меняться. Появились свалки бревен на правом берегу, что говорило о возможности завалов и на самой реке. После переката скорость течения начала увеличиваться, русло сузилось, река уходила за поворот и не было видно есть ли там препятствия. Здесь следовало остановиться и провести разведку. Я произношу фразу: "Мне здесь не нравится, могут быть завалы", но не останавливаюсь и это была вторая и главная моя ошибка в этот день.

Нужно было остановить лодку, пока это можно было просто сделать, пока скорость потока не выросла в несколько раз.

Я, в надежде увидеть свободный проход за поворотом, ставлю лодку для удобства обзора против течения и, держась левого берега, вхожу в скоростной поток. Я немного гребу против течения, слегка замедляя движение лодки, и вторая лодка, двигаясь по центру реки, постепенно нагоняет нас. Упавшее дерево, перегородившее путь, я увидел, когда скорость течения была уже очень высока.

Слева был заросший берег с кустами в воде, и я выбираю единственный способ остановиться на этом быстром и глубоком течении, схватившись за ветку какого-либо куста или дерева. Если бы удалось удержаться, то лодку "придавило" бы течением к берегу, тогда можно было бы попытаться укрепить ее положение и выйти из нее. В это время вторая лодка поравнялась с нами и, повторяя мои действия, тоже резко рванула к берегу. Я приблизил лодку к берегу и мертвой хваткой схватился за пролетающую мимо ветку. Не обращая внимание на ободранные вкровь ветвью руки, я изо всех сил стараюсь удержать лодку на течении. Все бы было хорошо, но ветка неожиданно обламывается. Эти события происходили очень быстро и было трудно оценить ситуацию, но, возможно, решение причалить именно здесь было третьей моей ошибкой. Я отчетливо видел торчащий в воде ствол упавшего сухого дерева ниже места, где я пытался причалить.

Возможно следовало благоразумно объехать опасный ствол дерева в реке и только тогда пытаться останавливаться.

Но до упавшего дерева, перегородившего всю реку, оставалось совсем немного и мое решение было просто естественной попыткой остановиться как можно дальше от опасности.

Итак, ветвь за которую я пытался удержаться оказалась сухой и обломилась под тяжестью лодки на течении. У меня не хватает времени на объезд острого ствола сухого дерева, куда нас несет с большой скоростью, и на повторение маневра еще раз. Я успеваю только развернуть лодку и она левой задней частью с силой въезжает в это дерево. Я вижу как ткань лодки прогибается под напором сухого ствола и через секунду раздается взрыв. Лодка лопается, как детский воздушный шарик. Дерево входит внутрь лодки и разрывает ее бок все дальше и дальше, до тех пор пока не покидает ее. Через огромную полуметровую дыру быстро выходит воздух. Левый задний отсек лодки мгновенно теряет форму и плавучесть, а остальные отсеки также теряют воздух, но делают это чуть медленнее через специальные трубки, соединяющие отсеки между собой.

Надо сказать, что лодка помимо надувного дна и банки имеет 4 основных отсека, которые могут быть изолированы друг от друга, если передавить трубки, соединяющие их. Все это штатно предусмотрено в конструкции лодки и только беспечные люди, типа нас, этим не пользуются. Неизолированные отсеки лодки при сплаве в условиях потенциальной опасности - моя четвертая ошибка.

Если бы отсеки были изолированы, то даже после потери одного отсека, лодка была бы еще вполне плавучеспособна и управляема. Не следовало пренебрегать такой возможностью.

В это время второй лодке, обогнавшей нас и ушедшей вперед, удается наехать на лежащую в воде у берега березу и закрепиться на ней. А моя лодка продолжает быстро терять воздух и вместе с ним плавучесть. Люда, сидевшая на задней части, проваливается на спину и оказывается в воде. Успев схватить сумку с продуктами и видокамеру, она плывет в спасжилете по течению к опасному бревну, находясь в вертикальном положении (позже выяснится, что она вообще не видела его). Она не сопротивляется течению и поэтому быстро опережает меня на десяток метров. Когда она поравнялась со второй лодкой, то Игорь, почувствовав неладное, бросился в воду на помощь и им вместе удалось зацепиться за берег чуть выше злополучного бревна.

Я же продолжаю бороться за спасение своей лодки и вещей. Мне удается приблизиться к месту у берега, где сидят в своей лодке ребята (Андрей и Слава), даже несмотря на то, что моя лодка уже почти неуправляема. Ребятам удалось схватить проплывающую рядом с ними лодку и удержать ее на течении. Начинается долгая борьба в смертельно быстром течении за спасение самой лодки и вещей. Прежде всего, я быстро перекидываю в лодку ребят все, что свободно лежало на дне лодки. Затем пытаюсь отвязать рюкзаки, закутанные в целлофан, в передней части. После нескольких попыток мне это удается. Но ситуация быстро меняется, внутренность лодки через огромную дыру заполняется водой, лодка тяжелеет, удерживать долго ее наполненную водой невозможно.

Я кричу Игорю, чтобы он быстрее приходил к нам на помощь, пытаясь вытащить рюкзаки из упаковки и помогая удерживать лодку. Игорь быстро появляется и, совместными усилиями, мы постепенно одну за другой спасаем вещи, перебрасывая их из лодки на берег. Лодка удерживается в воде уже почти в вертикальном положении. Непривязанный мешок с консервами, находящийся внизу всего багажа, высвобождается и спокойно плывет по течению. Однако Люда, заметив его, самоотверженно кидается в воду, и спасает, выплывая еще ниже. Наконец, после долгой борьбы все вещи лежат в чаще у берега, а сама лодка частично перекинута через лежащее у берега дерево.

Но возникает новая проблема. В какой-то момент борьбы за спасение первой лодки, вторая лодка до этого сидящая надежно на березе тоже получила пробоину и, к завершению спасательных операций с первой лодкой, она уже была практически без воздуха. Ситуация повторяется, начинается аналогичная борьба за спасение теперь уже второй лодки и ее багажа. Отвязать вещи не удается, поэтому приходится перерезать ножом крепежные веревки. После непродолжительной борьбы, совместными усилиями также спасаем весь багаж и саму вторую лодку. Вот как выглядело место спасения сразу после окончания спасательной операции:

Отдышались и подсчитали ущерб и потери уплывшие по реке:

1. Уплыла моя удочка - она просто свободно лежала в углу лодки.

2. Уплыла колбаса, купленная сегодня в деревне - выпала из сумки с продуктами, которую спасала Люда.

3. Побывала в воде и намокла видеокамера и часть кассет с пленкой. Неизвестно удастся ли использовать их далее после просушки.

В оценке событий все единодушны. Отделались удачно, могло быть значительно хуже. Бурно обсуждаем произошедшее. По моему мнению, экипажи обеих лодок действовали самоотверженно в этой непростой ситуации. Меня радует, что ни у кого не возникло желания закончить путешествие на этом эпизоде. Завтра будем изучать состояние лодок, залечивать раны. Если удастся заклеить огромную дыру на моей лодке, то путешествие будет продолжено.

А пока находим место и устанавливаем палатки между деревьями, переносим туда вещи и скомканные лодки.

Сушим намокшие вещи в свете заходящего солнца, готовим ужин, едим и ложимся спать.


не все то золото - что блестит
 
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:11 | Сообщение # 7
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
5 августа 2001 года

Сон был плохой, ночью мозг лихорадочно продолжал спасательные работы и анализировал мои просчеты. А весь день мы с Игорем занимались лодками. Вначале подвесили их чтобы вылить воду изнутри и просушить. Затем быстро заклеили дыру в лодке Игоря и занялись моей. С помощью Люды немного залатали дыру нитками.

К нашей радости у Игоря нашелся цельный кусок зеленой ткани, полностью покрывающий весь длинный разрыв. Многократно прикладываем его к лодке и рисуем контур будущей выкройки. Она получилась у нас в форме большого носка. Приклеиваем ее частями, стараясь тщательно совместить края разрыва лодки. Только к вечеру закончили этот долгий и нудный процесс. Поверх наклейки наложили еще три поперечные усиливающие заплаты.

Теперь ее надо просушить как следует. Завтра посмотрим, что из этого получится. Если все будет нормально, то поплывем дальше.

Исследовали окрестности места, где волей судьбы мы вынуждены были остановиться. Непроходимая чаща во всех направлениях, даже обычная рыбацкая тропа здесь отсутствует. С другой стороны, дорога оказалась совсем рядом. Вот только продраться до нее непросто. Кое-как нашли способ прохода по упавшему дереву с густыми ветвями. Попытались с Игорем провести разведку реки ниже по течению, однако далеко пройти не смогли. Ребята сегодня собирались сходить в поселок Уймень, но утром неожиданно заболел Слава.

Температура и желудок. Возможно, реакция организма на нервный стресс из-за вчерашних событий. Люда лечила его таблетками и уже вечером ему стало получше.

К сожалению съемки фильма о походе на этом обрываются. Видеокамера приказала долго жить. Это самая большая наша потеря после вчерашней схватки с рекой. Кассеты я подсушил на солнце, скорее всего, с ними будет все нормально. В качестве средства визуализации путешествия остался только один цифровой фотоаппарат


не все то золото - что блестит
 
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:12 | Сообщение # 8
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
6 августа 2001 года

Рано утром накачал лодку. Она простояла часа два в надутом состоянии и во время нашего завтрака пропела "прощальную песню" - сдулась. Нашла нашу с Игорем ошибку, допущенную при заклеивании - наиболее слабое место. Огорченные мы после завтрака принялись исправлять свою ошибку и переклеивать "критическую часть" заплаты, а ребята отправились в магазин в деревню. К 12 часам мы закончили возиться с лодкой и положили ее сохнуть на солнце.

Желая все-таки исследовать реку ниже нашей стоянки, применяем другой метод. Выходим на дорогу и идем по ней вниз по реке около километра, а затем снова продираемся к реке. Вдоль дороги растет дикая малина - очень вкусная, мы периодически останавливаемся, чтобы ее поесть. Пока шли, догнали двух местных жителей, собирающих малину, и встретили наших молодых ребят, возвращающихся из деревни. Ребята сказали, что хлеба в магазине нет.

Продравшись через буреломы к реке, мы обнаружили обычную рыбацкую тропу вдоль реки. Расчет оказался правильным, по этой тропе мы прошли довольно большое расстояние вниз по реке до еще одной стоянки туристов-автомобилистов. Серьезных препятствий на реке не обнаружили, за исключением завалов в одной из проток. Домой возвращались по дороге.

Пока мы ходили, вернувшиеся ребята видели семью кабанов на противоположном берегу реки. Мое шутливое предложение поохотится с ножом на кабана, чтобы поесть шашлыка из дикой свинины, народ не поддержал. После ужина я снова накачал лодку. Будем ночевать здесь третий раз.

Если лодка не подведет, то завтра рано утром поплывем дальше. А пока строим планы доплыть до Турочака за 4 дня:

1 день - гора Урчин,

2 день - река Бия,

3 день - каменная скала на Бии в устье реки Бова,

4 день - Турочак.

План вполне реален, если погода не подведет, а самое главное, если река Уймень позволит плыть.
На реке перекаты по прежнему следуют один за другим, но они упростились, легко просматриваются с лодки, паузы затишья между ними увеличились.

Иногда попадаютсяся мели, по которым проплыть не удается и приходится лодки проводить вручную. Моя нерасторопность с веслами в простой ситуации, при посадке в лодку после одного такого переката с мелью, привела к тому, что лодка въехала задом в торчащее бревно. Люда испугавшись последствий подставила руку и получила ушиб. Рука у нее немного распухла и болела. Уже в конце дня подъехали к повороту с отвесным скальным берегом из рыхлого дресвянного камня. Легко отломили от скалы кусочек и сфотографировались на ее фоне.

Проплыли этот поворот и поставили палатки на противоположном берегу. В итоге за день, по моей оценке, проехали 30-35 км. Результат неплохой для этой реки.

Рядом дорога ведущая в никуда, далее сел по реке нет, будут только на Бии. Вечером по этой дороге приезжал на УАЗе рыбак из Уйменя, но быстро уехал. А позднее, уже в темноте по ней прошла техника. Люди с покоса возвращались в деревню.


не все то золото - что блестит

Сообщение отредактировал Лошадка - Понедельник, 10-Октября-2011, 13:12
 
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:13 | Сообщение # 9
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
9 августа 2001 года

Утром стояла солнечная погода, как и вчера. Встали в 8 часов, поели, собирались медленно. Отплыли.

Река течет все еще быстро, перекаты проходятся легко и без остановки. Однако остается другая проблема: протоки. Река часто разбивается на множество мелких речек, которые могут перетекать друг в друга самым произвольным образом. Одни из них по мере продвижения по ним мелеют, другие наоборот наполняются водой. В начале разветвления просто невозможно предсказать их дальнейшее поведение и неизвестно в какую из проток следует заплывать. Неугадав нужную протоку, приходится далее, либо скрести дном по мелям и иногда проводить лодки вручную, либо, попав в завалы, терять время на обнос и исследование. При этом ситуация усложняется тем, что обычный обнос вещей и лодок по той же протоке часто невозможен из-за совершенно непроходимых берегов и окрестностей. Вот две типичные конкретные ситуации за этот день.

1. Подъехали к разветвлению, где вправо река уходит в завалы.

А слева мелкая протока с неясными перспективами. Пришлось терять время и исследовать ее до определенного места, чтобы убедиться, что в ней нет завалов и что она не распадается на несколько еще более мелких проток. После этого мы проводим по ней лодки.

2. Я выбрал при очередном разветвлении центральную протоку, в которой было больше воды.

Далее она сузилась, скорость течения увеличилась, резкие повороты, деревья и кусты в воде и на берегах. Большая потенциальная завалоопасность. Очень просто на большой скорости влететь во что-нибудь из-за поворота. Мы вынуждены были проходить ее по частям, просматривая каждую из них. Естественно, потеряли много времени. Медленно продвигались по ней, через некоторой время в нее впали еще протоки, воды стало больше и мы смогли даже плыть по ней, без просмотра, пока не уперлись в завал. Большое упавшее дерево преградило нам дорогу.

Обследовав окрестности, обнаружили недалеко правую протоку и перенесли к ней по высохшему руслу вещи и лодки.

Моя лодка спускает постоянно, приходится подкачивать ее на каждой остановке. Проехали большой поворот реки, отмеченный на карте, гора Урчин осталась далеко позади. Сегодня я обещал своим спутникам, что мы доедем до реки Саракокша и может быть даже до Бии. Мы плыли упорно до 6 часов вечера, но обещанной Саракокши так и не достигли. Народ начинает потихоньку сомневаться в ее существовании. Уймень не отпускает нас. Остановились на ночевку на повороте с крутым берегом.

Проведя линию через видимые мне вершины двух гор, я точно сориентировался на карте.

До Саракокши 4-5 км, если по прямой линии. Не может такого быть, чтобы завтра не доехали. Я беру на себя смелость и утверждаю, что завтра ночевать будем на Бие около Верх-Бийска. Слава должен будет уехать уже оттуда в Барнаул.

10 августа 2001 года

Утром было пасмурно, однако, пока готовили завтрак и собирались, стало опять солнечно. Отплыли в 11 часов. Хочется поскорее выплыть из реки Уймень, однако она явно не торопится отпускать нас. Опять разбивается на множество проток. Я наугад выбираю одну из них, но опять неудачно. Тем кто пойдет по этой реке вслед за нами категорически не рекомендую в нижней части выбирать центральные протоки. Через некоторое время мы попадаем в непроходимый завал, который даже и обнести невозможно.

Вот как это выглядит вблизи:

Проклиная все на свете, иду исследовать окрестности. В полукилометре обнаруживаю маленькую протоку, иду по ее руслу и убеждаюсь, что она через пару поворотов впадает в правую протоку. В правой протоке уже много воды и по ней можно плыть. За 2 раза по высохшему руслу переносим рюкзаки и лодки к маленькой протоке.

Проводим лодки по ней и вот, наконец, мы снова плывем. Протоки соединяются и снова распадаются на мелкие и узкие. Течение остается быстрым, все время приходится маневрировать и принимать решения.


не все то золото - что блестит

Сообщение отредактировал Лошадка - Понедельник, 10-Октября-2011, 13:13
 
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:14 | Сообщение # 10
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
Этот слалом продолжается до тех пор, пока по одной из проток мы не въезжаем в Саракокшу.

Вода в Саракокше зеленоватая. В отличии от светлой прозрачной воды Уйменя она не кажется чистой. Течет Саракокша медленно и широко. И никаких препятствий, естественно. Два часа непрерывной гребли по ней как по большой луже и вот она, красавица Бия.

Вода в Бие чистая и прозрачная как и в Уймене и течение более резвое, чем в Саракокше. Саракокша своей водой пытается замутить Бию, как она это сделала с Уйменем, но ничего не получается. Воды в Бие значительно больше и зеленоватая полоска у ее левого берега становится все уже и уже и вскоре исчезает совсем. Плывем по Бие расслабленно, река широкая, никаких препятствий нет.

Проплываем село Тулой и встаем на левом берегу перед поселком Верх- Бийск. Я очень доволен, что сегодня мне удалось выполнить план и доплыть туда, куда я наметил. Все остальные тоже рады встрече с новой рекой. Место, где мы встали, доступно для автомобилистов и, поэтому, изрядно загажено.

Я обычно не останавливаюсь в подобных местах, но сегодня делаю исключение. Мы только переночуем здесь и поплывем завтра в Турочак. Спокойно устанавливаем палатки, но вдруг заходят черные тучи и мы начинаем спешить. Сверкают молнии, гремит гром, но дождя пока нет. Нам удается поставить палатки и даже приготовить еду на костре, только тогда начинается небольшой дождик. Под этим дождиком под раскаты грома мы поглощаем пищу. После этого дождь прекратился, дал нам небольшую паузу, а затем загнал нас в палатки и мы, уставшие за день, уснули под его шумок


не все то золото - что блестит
 
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:14 | Сообщение # 11
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
11 августа 2001 года

Ночью дождь прекратился и установилась необычайная тишина. Для нас привыкших к обычному шуму реки это создавало иллюзию, что заложило уши или отказал слух. Ночью легкие звуки, издаваемые надувным матрацем, когда на нем поворачиваешься с одного бока на другой, явились причиной заблуждений Игоря. Раньше эти звуки вообще не были слышны, а теперь оказалось, что они похожи на звук перетаскиваемой лодки. Поэтому, когда кто-нибудь поворачивался, бдительному Игорю казалось, что некие воры уже тащат его лодку. Он несколько раз за ночь вылезал из палатки и безуспешно пытался поймать их.

Часов в 6 утра ушел Слава на трассу Турочак - Горно-Алтайск. Нас осталось четверо. Утром хочется спать и не хочется вставать и собираться. Но делать нечего, медленно встаем, готовим завтрак, собираемся. В 12 часов отплываем под взглядами некого автомобилиста и его семьи, приехавших на берег отдохнуть и ожидающих, когда мы освободим им место. Порог "Кузенский" ничего из себя не представлял кроме валов. Пройдя его, мы причалили и отправились в деревню Верх-Бийск. Позвонили домой, купили хлеба, овощей и фруктов в магазине и у местного населения. Отплыли и принялись есть хлеб. Свежеиспеченный, он казался необычайно вкусным. Мы ели только сухари уже почти неделю.

Плавание по Бие это сплошной отдых и никаких препятствий.

Можно, не останавливаясь, есть, пересаживаться, купаться и даже спать. В 16 часов 30 минут мы уже приблизились к Турочаку и встали чуть выше острова перед селом. До села осталось плыть минут 30.

Завтра мы встанем рано, соберемся и, без завтрака, приплывем в село. Поедим в столовой, и будем нанимать машину до Барнаула. Если все будет удачно, то уже завтра вечером мы будем дома. Путешествие заканчивается, следующее может быть только через год. От этого немножко грустно, но все уже соскучились по дому и готовы ехать без особого сожаления


не все то золото - что блестит
 
ЛошадкаДата: Понедельник, 10-Октября-2011, 13:15 | Сообщение # 12
Медный турист
Группа: Пользователи
Сообщений: 417
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Оффлайн
Послесловие.

Все вышло именно так, как я и предполагал. Мы позавтракали в столовой, наняли машину и вечером были дома. Путешествие этого года по реке Уймень не было легким, но оно дало нам множество интересных впечатлений. Я уверен, что они будут еще долго волновать нас - тех кто был в этом путешествии - и давать пищу для воспоминаний об этой замечательной реке.


не все то золото - что блестит
 
Форум » ВОДНЫЕ ПОХОДЫ (сплавы) » Отчеты о походах. » Сплав по реке Уймень на ЛАС-5 в августе 2001
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Используются технологии uCoz