|
Одухотворенность гор Священная родовая гора занимает в алтайской мифологии центральное место и обладает множеством магических свойств. Священная гора вбирает в себя все, что происходит на родовой территории. Она же обладает способностью производить на свет разные веши и рассматривается в мифологии алтайцев как изначальное существо. В мифах часто упоминаются двери горы. Весной они открываются, выпуская на волю животных и птиц. Тогда говорят, что гора «расстегивает пуговицы» и открывает свои глубины. В этих представлениях гора предстает хранилищем жизни, сосудом, в котором жизнь заключена до определенных сроков. В легендах гора действует как самостоятельный персонаж. Иногда она возвышается до образа горы Алтай - покровителя земной природы и человека. Зависимость людей от священной родовой горы полная и безусловная. Хозяин горы не допускает каких-либо отступлений или нарушений со стороны находящихся в этих местах людей. Причем не только по отношению к себе, но и к зверям, растительности, огню и всему остальному. Он держит в страхе даже шаманов, которым дает бубны и покровительствует во время камланий. Ту-ээзи наблюдает за поведением женщин, живущих поблизости. Женщин не допускают на священную гору. Находясь в пределах видимости священной горы, они должны покрывать голову, как и в присутствии мужчин, старших родственников мужа. Женщины не имеют права произносить собственное название священной горы. Замужняя женщина является чужеродной в сеоке мужа, и ее прикосновение к такой святыни, как родовая священная гора, не может остаться безнаказанным. За нарушения хозяин горы наказывает женщин болезнями. Хозяином всех горных вершин Алтая считается Алтай-ээзи. Его почитают на Алтае везде и во многих местах могут показать гору, где он якобы обитает. Как правило, это самая высокая гора. Говорят, что Алтай-ээзи может жить и на ледниках, и в пещерах. Духи-хозяева гор всемогущи и милостивы к людям. Но, как и все земные духи, они могут наказать человека за нерадивость: наслать бурю или ненастье, уничтожить скот, лишить охотников удачи. Чтобы умилостивить хозяина горы, его угощают молоком и чегенем (кисломолочный напиток из перебродившего коровьего молока), закалывают для него белого барана, складывают в виде горы-пирамиды сыр. К хозяевам гор обращаются с благопожеланиями -алкышами: «Бронзовая гора - Колер ту, которую не обходит солнце! Золотая гора - Алтын ту, которую не обходит луна! Да сделайте так, чтобы в нашу пуповину грязь не набивалась! Да будет так, чтобы на ресницах наших не было слез!» Магической силой обладают не только горы, но и некоторые камни. Например, шаманы могут влиять на погоду при помощи камня яда-таш. Алтайские шаманы вызывают при помощи такого камня дождь во время засухи и хорошую погоду, когда стоит затяжное ненастье. С помощью яда-таш в древние времена шаманы помогали добиться успеха в военных делах и набегах. Они насылали холодный дождь с ветром и снежную бурю на врагов. Для вызывания плохой погоды камень перед ритуалом опускают в реку. Яда-таш находят во внутренностях животного. Действие его ограничено во времени. Сила камня постепенно ослабевает и ее нужно восстанавливать. Ослабленный яда-таш вкладывают в распоротое брюхо живой птицы, дикого или домашнего животного. От этого камень «начинает дышать» и получает, свежую жизненную силу. Можно сказать, что на Алтае нет просто гор. Каждая гора имеет имя, характер, за многими тянутся шлейфы легенд, поверий, преданий. У одной горы вершина часто закрывается облаками. Другая, неприветлива к пришельцам, встречает их непогодой и камнепадами. Силуэт следующей горы напоминает голову богатыря в шлеме. Эта похожа на верблюда пьющего воду. Та выглядит как огромное чудовище. А с вершины дальней горы слышится завывание в ветреную погоду. И если гора явно выделяется среди других вершин, она попадает в разряд ыйык-ту (священная гора). В силуэте горы узнаются очертания храма и пирамиды. Утилитарный рационализм убеждает, что гора - это всего лишь нагромождение скал и камней. Мифология видит в горах, устремленных к небесам, дорогу в небо. А вдоль такой дороги, понятное дело, обитают самые сильные существа земного слоя. С этих позиций гора становится природным храмом, местом, где человек может легко и свободно общаться с духами. Но гора не только храм жизни. Гора и усыпальница мертвых. Шаманисты с древних времен хоронили на ее склонах своих умерших. Они как бы возвращали духу-хозяину горы тело того, кого она когда-то выпустила из своих дверей в этот мир. При этом двойник человека (если человек не был шаманом) отправляется по горной дороге устремленной в небо в дальнее путешествие, в иные миры. |
|