Одухотворенность гор
Священная родовая гора занимает в алтайской мифологии
центральное место и обладает множеством магических свойств. Священная гора
вбирает в себя все, что происходит на родовой территории. Она же обладает
способностью производить на свет разные веши и рассматривается в мифологии
алтайцев как изначальное существо. В мифах часто упоминаются двери горы. Весной
они открываются, выпуская на волю животных и птиц. Тогда говорят, что гора
«расстегивает пуговицы» и открывает свои глубины. В этих представлениях гора
предстает хранилищем жизни, сосудом, в котором жизнь заключена до определенных
сроков. В легендах гора действует как самостоятельный персонаж. Иногда она возвышается
до образа горы Алтай - покровителя земной природы и человека. Зависимость людей
от священной родовой горы полная и безусловная. Хозяин горы не допускает
каких-либо отступлений или нарушений со стороны находящихся в этих местах
людей. Причем не только по отношению к себе, но и к зверям, растительности,
огню и всему остальному. Он держит в страхе даже шаманов, которым дает бубны и
покровительствует во время камланий. Ту-ээзи наблюдает за поведением женщин,
живущих поблизости. Женщин не допускают на священную гору. Находясь в пределах
видимости священной горы, они должны покрывать голову, как и в присутствии
мужчин, старших родственников мужа. Женщины не имеют права произносить
собственное название священной горы. Замужняя женщина является чужеродной в
сеоке мужа, и ее прикосновение к такой святыни, как родовая священная гора, не
может остаться безнаказанным. За нарушения хозяин горы наказывает женщин
болезнями. Хозяином всех горных вершин Алтая считается Алтай-ээзи. Его почитают
на Алтае везде и во многих местах могут показать гору, где он якобы обитает.
Как правило, это самая высокая гора. Говорят, что Алтай-ээзи может жить и на
ледниках, и в пещерах. Духи-хозяева гор всемогущи и милостивы к людям. Но, как
и все земные духи, они могут наказать человека за нерадивость: наслать бурю или
ненастье, уничтожить скот, лишить охотников удачи. Чтобы умилостивить хозяина
горы, его угощают молоком и чегенем (кисломолочный напиток из перебродившего
коровьего молока), закалывают для него белого барана, складывают в виде
горы-пирамиды сыр. К хозяевам гор обращаются с благопожеланиями -алкышами:
«Бронзовая гора - Колер ту, которую не обходит солнце! Золотая гора - Алтын ту,
которую не обходит луна! Да сделайте так, чтобы в нашу пуповину грязь не
набивалась! Да будет так, чтобы на ресницах наших не было слез!» Магической
силой обладают не только горы, но и некоторые камни. Например, шаманы могут
влиять на погоду при помощи камня яда-таш. Алтайские шаманы вызывают при помощи
такого камня дождь во время засухи и хорошую погоду, когда стоит затяжное
ненастье. С помощью яда-таш в древние времена шаманы помогали добиться успеха в
военных делах и набегах. Они насылали холодный дождь с ветром и снежную бурю на
врагов. Для вызывания плохой погоды камень перед ритуалом опускают в реку.
Яда-таш находят во внутренностях животного. Действие его ограничено во времени.
Сила камня постепенно ослабевает и ее нужно восстанавливать. Ослабленный
яда-таш вкладывают в распоротое брюхо живой птицы, дикого или домашнего
животного. От этого камень «начинает дышать» и получает, свежую жизненную силу.
Можно сказать, что на Алтае нет просто гор. Каждая гора имеет имя, характер, за
многими тянутся шлейфы легенд, поверий, преданий. У одной горы вершина часто
закрывается облаками. Другая, неприветлива к пришельцам, встречает их непогодой
и камнепадами. Силуэт следующей горы напоминает голову богатыря в шлеме. Эта
похожа на верблюда пьющего воду. Та выглядит как огромное чудовище. А с вершины
дальней горы слышится завывание в ветреную погоду. И если гора явно выделяется
среди других вершин, она попадает в разряд ыйык-ту (священная гора). В силуэте
горы узнаются очертания храма и пирамиды. Утилитарный рационализм убеждает, что
гора - это всего лишь нагромождение скал и камней. Мифология видит в горах,
устремленных к небесам, дорогу в небо. А вдоль такой дороги, понятное дело,
обитают самые сильные существа земного слоя. С этих позиций гора становится
природным храмом, местом, где человек может легко и свободно общаться с духами.
Но гора не только храм жизни. Гора и усыпальница мертвых. Шаманисты с древних
времен хоронили на ее склонах своих умерших. Они как бы возвращали духу-хозяину
горы тело того, кого она когда-то выпустила из своих дверей в этот мир. При
этом двойник человека (если человек не был шаманом) отправляется по горной
дороге устремленной в небо в дальнее путешествие, в иные миры.